Памятные вехи в туркменском кино

Мы увлеченно работали с Ивановым-Барковым, режиссером большого таланта, умелым организатором творческого процесса. Его тактичность в обращении с нами, туркменскими актерами, делала наш труд легким и приносила большое творческое удовлетворение. Он часто советовался со мной, расспрашивал о старинных туркменских обычаях, и мы вместе искали нужные детали в поведении наших героев.

«Дурсун» рассказывала об освобожденном труде освобожденного туркменского народа. «Далекая невеста», поставленная Ивановым-Барковым в 1948 году, воспевала дружбу между народами СССР, которая выдержала суровый экзамен в Великой Отечественной войне. Я играл молодого туркмена Керима, возвратившегося домой вместе со своим фронтовым другом Захаром, потерявшим за годы войны всю свою семью. Донской казак Захар полюбил туркменскую девушку. Отец Керима принял Захара как родного, назвал его сыном…

Об этом фильме спорили: многим казалось, что ситуация сама по себе неправдоподобная — туркменская девушка полюбила… не туркмена… Вопрос этот был острым для того времени.

Фильм наш «Далекая невеста» сражался за новое мировоззрение, за новый, социалистический быт. Он имел большой успех у зрителя и до сих пор идет на экране. А недавно я смотрел «Далекую невесту» в Индии, на языке хинди и в Тегеране на языке фарси.

Я вспомнил сейчас об этих фильмах, потому что они стали памятными вехами в истории туркменского кино — в поисках современного героя, в развитии современной темы. Мы создавали эти фильмы сообща, дружно работая в многонациональном коллективе. Не будь тогда рядом с нами русских, более опытных товарищей по искусству — кто знает, сколько еще понадобилось бы времени туркменскому кино, чтобы выйти на широкую дорогу социалистической культуры. С помощью и при дружеской поддержке старших и опытных товарищей мы смогли сравнительно быстро перешагнуть порог замкнутости и, впитав в себя великие гуманистические идеи революции, построить у себя в республике свою национальную кинематографию, создать такие произведения, которые полюбились не только в Туркмении, но и зрителям других союзных республик. Полюбились потому, что фильмы, решенные на туркменском материале, содержали мысли, общие для всех национальностей нашей страны. Борьба с отсталостью и неравенством, за новый быт и новые отношения между людьми, отношения, которые покончили с религиозными предрассудками, воспитанными за века феодального уклада, с резким классовым расслоением, стала содержанием многих наших картин.

Нужны прокладки для груди medela по хорошей цене и хорошего качества? Тогда сайт по ссылке выше будет вам полезен. Загляните.

Развитию туркменского кино активно помогал опыт кинематографии всей страны. Безусловно, «Чапаев» завоевал и наши сердца своим гуманизмом, революционной страстностью. Нам было легче творить, имея перед собой блестящий пример такого революционного искусства. Сотрудничество с украинскими кинематографистами в годы войны, когда Киевская киностудия переехала в Ашхабад, тоже заметно обогатило наше творчество. Ведь у нас создавали свои картины в трудные военные годы Довженко, Донской, Савченко.

Наши кинематографисты охотно работали с мастерами и из других республик. Мне памятно мое участие в картине «Салтанат», созданной киргизскими кинематографистами, где я играл роль шофера-киргиза Аалы.

Одновременно шел процесс формирования национального своеобразия нашей туркменской кинематографии, в чем в немалой степени помогали нам наши литературные традиции. Значительной работой в этом направлении стал фильм «Состязание», поставленный выпускником ВГИКа Б. Мансуровым по мотивам рассказа Н. Сарыханова «Шукурбахши».

При экранизации романа нашего выдающегося туркменского писателя Берды Кербабаева «Решающий шаг» я, быть может, впервые так глубоко прикоснулся к историко-революционной теме — теме, которая несомненно таит в себе неисчерпаемые возможности для экранизации.

Сейчас я много думаю над постановкой фильма из истории революционных преобразований в первые годы после Октябрьской революции—по материалам книги Б. Пальвановой «Октябрь и женщины Туркмении» (Ашхабад, «Туркменистан», 1967).

Размещено в Блог, Гогет.