Профессия режиссера научно-популярного кино

Профессия режиссера научно-популярного кино — это ведь тоже понятие, которое можно читать по-разному. Заметьте, в принятом порядке объявления создателей научно-популярного фильма он стоит на третьем месте — после автора и научного консультанта. Тем самым будто подчеркивается его большая подчиненность, зависимость, нежели в других жанрах кино. И тем не менее, думаю, отнюдь не по традиции, мы говорим: «фильм такого-то режиссера». И определяем свой выбор для просмотра прежде всего по именам режиссеров, выделяя тех, кому под силу пробиться сквозь авторско-консультантский, а следовательно, и редакторский пресс, подчинить материал своему видению, своей манере.

Я люблю кино как искусство, как способ выражения мыслей, чувств. И потому не могу не радоваться всякому поиску, новым режиссерским находкам и открытиям. Но к научно-популярному кино, быть может, более пристрастен — ив этом словосочетании мне все три автора представляются одинаково важными. Я не могу просто согласиться с теми, кто во имя одной связи приносит в жертву другие. И потому, быть может, среди лучших наших режиссеров научно-популярного кино я выделяю своих единомышленников, для кого самовыражение неразделимо с выражением тех научных и просветительских идей, которым они служат.

Один из них — ленинградский режиссер Валерий Чигинский. Работы его заметны. Они отмечены вниманием прессы, всевозможными призами, известны за пределами нашей страны. Наконец, отличает фильмы В. Чигинского еще одно качество, которое станет понятно из дальнейшего, что, в сущности, и побудило меня к размышлению о пользе постоянства, о пользе специализации…

Начну с фильма давнего и, быть может, многими совсем забытого — он назывался «На пути к конструированию клетки». Экран представил нам мир под микроскопом. Люди не играли там никакой роли. Режиссер, кажется, умышленно отсекает все, что связано с волей ученого, его поиском, победами и поражениями. Действуют только клетки. И никакой борьбы интеллектов. Просто в кадре — эксперимент. Один из… И — сенсация: «эти кадры сняты впервые в мире». Великое таинство слияния неполовых клеток. Прямо на наших глазах рождается новая клетка. Клетка-гибрид!

Нам, конечно, трудно сопереживать этому торжеству науки, ибо не на что опереться. Мы вынуждены верить тому, что это здорово, не менее фантастично, чем в показанной в начале фильма художественной композиции Босха. Чтобы окончательно убедить нас, режиссер выходит в привычный мир. Культура в колбе растет на глазах, а слова о том, какие замечательные выходы сулит эта работа ученых, сводят картину в разряд привычных прямых информационных фильмов об очередном успехе безымянных научных работников в решении очередной научно-практической задачи. Не спасает и сенсация «снято впервые в мире».

Неудача? И нет, и да. Режиссер не сумел преодолеть традиционность драматургии, отсутствие мировоззренческого начала. Самому добавить было еще нечего. Вот и остался этот фильм на весьма среднем уровне. И все же теперь, по прошествии времени, понимаешь — это был закономерный этап. Не только и не столько в кинематографическом поиске, сколько в постижении режиссером темы. В углублении собственных представлений о предмете.

Есть проблема с автомобилем? Попали в аварию или на трассе случилась серьезная поломка? Тогда этот Эвакуатор вам поможет. Мы рекомендуем звонить в любое время и в любую погоду. Не ломайтесь.

Размещено в Блог, Блог гогет.